Версия для печати


Урок 6. Изменение свойств программно.
http://www.delphikingdom.com/asp/viewitem.asp?catalogID=900

Радик Ишмуратов
дата публикации 26-01-2004 15:23

урок из цикла: Delphi для чайников, или как научиться программировать.

Урок 6. Изменение свойств программно.

Итак, мы научились изменять свойства компонентов во время проектирования программы. Это очень легко и удобно. Но иногда бывает нужно что-то изменить уже в процессе работы программы. Можно ли это сделать, изменяя свойства компонентов? Например, поменять название на кнопке, изменить размер и цвет формы и т.п.?

Да, конечно. Свойства компонентов можно изменять во время работы приложения, т.е. программно. Для этого надо написать строку, в которой свойству с помощью оператора := присваивается нужное значение. Давайте разберемся.

  1. Откройте Delphi. Поместите на форму две кнопки Button1 и Button2. Кнопке Button1 поставьте свойство left= 50. В результате, кнопка окажется на расстоянии 50 пикселов слева от начала формы. Кнопку Button2 поместите ниже.
  2. Два раза щелкните по кнопке Button2 и между строками begin ... end введите: button1.Left :=250;
    Составное имя button1.Left необходимо для указания компилятору, о каком объекте идет речь: в нашем примере используются 3 компонента (форма и 2 кнопки) и каждый из них имеет свойство Left; префикс Button2 заставляет изменить это свойство у кнопки с именем Button2.
  3. Запустите программу. Посмотрите, что происходит. Мы изменили свойства объекта не с помощью Инспектора Объектов, а в режиме выполнения.
  4. Закройте программу. Вы вернетесь в режим проектирования. Откройте модуль программы- это то окно, которое находится позади формы, щелкнув по нему мышью или нажав F12.
Давайте внимательно посмотрим на это окно —
код вашей программы: Если уметь ее читать, то это окно может многое рассказать:
  1. Наш файл, пока не сохраненный называется Unit1:
  2. В программе используются 3 объекта: форма с именем Form1 и 2 кнопки с именами Button1 и Button2.
  3. В программе используется только одна процедура- процедура обработки щелчка второй кнопки.
  4. Текст самих процедур записывается после раздела implementation и заключается в конструкцию begin...end.
А Вы догадались, как читать код?

Самостоятельно:

Примечание:
данный и следующие уроки содержат практику, которую нужно много отрабатывать. Запомните, умение писать программы- это такое же практическое искусство как и умение плавать. Сидя на берегу плавать не научишься.

А поэтому несколько советов: Ждем писем с вашими собственными программами.

На следующем уроке нас ждет команда присваивания.